vopros_veka (vopros_veka) wrote,
vopros_veka
vopros_veka

Как маргинал надевается в театр

Поскольку люмпены разницы между одевать и надевать всё равно не знают, то предлагаю для облегчения их жизни заодно внести полный хаос и в до неприличия размежёванные глаголы одеваться и надеваться. Так ведь веселее. Пуристы, идите лесом. В передаче "Модный приговор" постоянно поправляют дам: "Не пиджак, а жакет", а вот сожительство так же постоянно гражданским браком называют - и никто их в безграмотность носом не тыкает.Уж сколько раз Э. Хромченко кентавра кадавром назвала, и что-то ей вслед никто не гыкает. Понимаю, что оговориться и ошибиться может любой, да только словаря, в котором было бы написано "пиджак - это типа жакет, но для мужчин" или "жакет - это как бы пиджак, но для женщин", пока видеть не доводилось ни в реале, ни в виртуале. Может быть, какое-то новое издание, но до моего отдалённого горного аула оно ещё не добралось. Или очень старое, но тогда оно уже истлело и потеряло актуальность...

Надысь суперблогер (из рейтингов и при прочих регалиях) запостил тему "13 тенденций в красоте из 80-х, за которые теперь стыдно".

Ему, видимо, стыдно, а мне нет. Мода этого периода носила глубокий смысл, как бы смешно это ни звучало. Эстетика моды 80-х  отражала эстетику панка и пост-панка, который по своей сути глубоко родственнен постмодернизму, пытающемуся выглядеть пофигизмом.  В этой моде в одинаковой степени отразилось неприятие и уходившей культуре (и культиков) прошлых эпох - классического рока и хиппи, - так и нарождавшегося тотального торжества яппи (yappie) - богатеньких зануд (nerds), страшно преуспевших в жизни, вовремя выучив таблицу умножения  в хорошей школе и сумевших её применить... Или в плохой школе, но тоже сумевшие её применить в нужный момент.

Священных коров 60-х и ранних 70-х панки презирали за то, что их "бунтарство" закончилось с накоплением капиталов за проданные диски, концерты и мерчандайз. Новые хозяева жизни отличались отсутствием идеалов как таковых (кроме личного обогащения и преуспевания на ярмарке тщеславия). Этим двум крайностям панк противопоставил свою собственную - деструктивную.

Классический панк не уважал ничего и никого. Однако таким уж неслыханным новейшим течением под луной он не был.

"Желающие получить в морду, могут становиться в очередь", - кто это сказал, уж не Джонни Роттен (Johnny Rotten) или Сид Вишес (Sid Vicious) после концерта? Это звучит так естественно для их поведения, стиля, мировоззрения...

Нет, это (если слово "могут" заменить на "благоволят") говорил русский панк начала ХХ века - футурист Маяковский. Вряд ли Бунин это сочинил, уж слишком хорошо вписывается в образ, вырисовывающийся по воспоминаниям других современников. Потом Маяковский сочинял байки о том, что купил жёлтую кофту из-за бедности... Ага, щасъ... Бедный человек инвестирует скудный бюджет в самую невзрачную вещицу, а не канареечно кричащую. Карабчиевский в своей книги приводил доказательства, опровергающий байки о бедности голодного неместного, отставшего от поезда футуриста Маяковского, и прибавить нечего.

Теперь
  клянусь моей языческой силою! —
  дайте
  любую
  красивую,
  юную, —
  души не растрачу,
  изнасилую
  и в сердце насмешку плюну ей!


("Ко всему", 1916, процитирован отсюда)

Чем принципиально это отличается от использования нацистской символики британскими панками. Они-то нацистами точно не были, портретов Гитлера в домашних святилищах не держали. Как раз полное отсутствие пиетета к любым авторитетам и желание показать козу кому угодно любой ценой -  в этом они с Маяковским
близнецы-братья —
кто более
матери-истории ценен?
Ой! Это уже другая опера, то есть история с географией, но из песни слов не выкинешь: по сути русские футуристы и британские панки очень близки, хотя творчество у них получилось совершенно разное. Однако не случайно, когда на смену классическому панку пришёл пост-панк, на свет Божий появились и музыкальные футуристы...

На эту тему мог бы долго и интересно рассказывать основатель Mute Records Дениэл Миллер, потому что его музыкальная молодость прошла среди них: D.A.F., Fad Faget, Soft Cell, Depeche Mode - все они относятся к течению новой волны, которое так и называли, - футуристами, и эта часть новой волны принципиально отличалась от "новых романтиков", к которым причисляют всю волну скопом.

Не обшлось даже без дадаистов от электроники - коллектива с очень говорящим названием Cabaret Voltaire, свято чтившего не только стремление  панка превращать  в музыку любую какафонию, но и отсутствие эстетики как главный завет дадаизма 20-х гг. прошлого века. Если их имя ничего не говорит массовому любителю музыки, то даю подсказку - они были из Манчестера и выступали вместе с Joy Division.

Разукрашенные романтики, похожие на сумасшедших клоунов, и мрачные футуристы, похожие на просто сумасшедших, - готы ещё не появились, но вот-вот вылупятся из яйца пост-панка, - все эти течения и направления питали моду 80-х и своим наплевательским отношением к вековечным правилам и непреложным истинам:

  1. Или глаза, или губы. В только в 80-е гг. это правило не существовало. Много декоративной косметики на лице не бывает. Желающим убедиться - любое фото Мадонны и иной поп-звезды той эпохи в помощь.

  2. Никакой цвет не бывает чрезмерно кислотным, никакая текстура - слишком синтетической. Любые цветовые сочетания.

  3. Оголено может быть везде, в том числе в пределах одного платья, где мини может сочетаться с выраженным декольте. И дырявые джинсы, которые недавно стали вновь актуальными - оттуда же.

  4. Кидающаяся  в крайности одежда - явный оверсайз, подчёркивавшийся вставными подплечниками соседствует с полнейшей "облипкой", леггинсами, зыбкими трикотажами, "подстреленными маечками".

Всё это отражает вполне панковскую идею "чем хуже - тем лучше", сознательно, последовательно проводимую в жизнь, и лишь выдающимся модельерам тех времён удалось приспособить эти взаимоисключающие друг друга и гармонию как таковую тенденции в некие цельные модные образы, на которые могли ориентироваться люди любого образа жизни и достатка. Они сумели одеть домохозяек и принцесс, бухгалтеров и крестьян...

Никогда больше мода не несла в себе столь насыщенного идейного багажа. Теперь кому-то стыдно за то, что макияж, причёски и тряпочки на людях носили концептуальный характер.

В заключение - "бонус": как выглядели люди из народа, внезапно дорвавшиеся до сцены.  Yazoo как дуэт стал известным с места в карьер, просуществовал недолго. Элисон и Винс приходили на телевизионные шоу в том же, в что по жизни носили. Они были настоящие "инди" - у них не было визажистов и имиджмейкеров, но они делали то, за что любой звездошокнутый Зверев отдал бы всё на свете, - они несли свои "луки" с улицы прямо на ВВС в прайм-тайм, ни на что не претендуя кроме внимания к своей музыке.

У этого видео нет начала, его обычно не показывают, потому что Элисон не успела вовремя вступить в фонограмму - телешоу того времени шли только под фанеру, а у Элисон не было не только опыта этого притворства, но и пары приличных туфель, настолько нежданно на неё свалилась слава.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments