vopros_veka (vopros_veka) wrote,
vopros_veka
vopros_veka

Душить ли в себе Настеньку?

Навеяно этим постом.
Сказка проповедует христианские ценности!

Какие ещё "христианские ценности" у сказки, уходящей корнями в глубину тысячелетий? Учите матчасть.
Увезти и бросить в лесу малого дитятку (или нескольких) - обряд инициации. Дитятко либо погибает в лесу, либо успешно проходит службу и возвращается в социум (племя) на правах взрослого человека - уже может вступать в брак. В поздних изменениях эту идею олицетворяет богатое приданое, которое хорошее дитятко получает от медведя, бабки-волшебницы и прочего страшного, но справедливого существа. На изначальном, самом древнем уровне, оно обычно ассоциировалось с духами умерших предков или тотемным животным. Плохое дитятко экзамен проваливало, то есть не могло влиться в общество на правах взрослого. Обычно провал экзамена означал смерть, но более поздняя модификация - непригодное приданое или некая физическая порча (вроде выскакивающих изо рта жаб).
Любые христианские элементы в сказке - позднейшие напластования, попытки уже крещённых рассказчиков объяснить события и ситуации, которых они не понимали, но заучили от предыдущих сказителей. Вот и они не знали, почему папаня увёз Настеньку в лес и напридумывали про смирение и покорность, а на самом деле Настенька - старшая сестра, поэтому проходит обряд инициации первой. Марфушка идёт следом, из чего можно предположить, что изначально она была младшей дочерью, возможно, общим ребёнком Настенькиной мачехи и отца, но это лишь догадка, хорошо объясняющая, почему не только её мать, но и вроде бы "отчим" относится к ней не так, как к старшей. Настенька была хорошо готова и сдала экзамен на "аттестат зрелости", Марфушка провалила его.
Здесь и фольклорное, и по Фрейду. С первым уже разобрались, а второе - зависть старшего ребёнка к младшему, из-за которого его преждевременно (как ему кажется) начинают считать взрослым, взваливают тяжёлую работу, позволяя мелкому бездельничать и пожирать вкусняшки. Ну, и сладкие мечты о том, как жизнь всё расставит по правильным полочкам, стукнув ненужного, невесть откуда (из мачехи!) вылупившегося конкурента, лопатой по башке... или опозорив перед всем миром (как в сказке получается). Отсюда и эта идеализация Настеньки - ясно старшими детками привнесённый элемент, такое собой любование, такая жалость к самим себе, что  вероятность рвотной реакции у адекватного человека гарантирована.

Вопрос, душить ли в себе Настеньку, прежде всего адресован старшим детям в семье. Эта самоидеализация, присваивание себе образа жертвы и фантазии на тему о том, как я их всех, того... - до добра не доведёт. Взрослеь нужно уметь достойно в реальной жизни, а не только в сказочных фантазиях.
Tags: душить или не душить, морозко, настенька, христианские ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment